Обзор Gran Turismo 5

14:37 Обзоры игр
  • Жанр: гоночный симулятор
  • Целевые платформы: PlayStation 3
  • Мировая дата релиза: 24 ноябрь 2010
  • Российская дата релиза: 26 ноябрь 2010
  • Разработчик: Polyphony Digital
  • Издатель: Sony Computer Entertainment
  • Локализатор: 1C
  • Многопользовательская игра: присутствует
  • Сайты игры: www.gran-turismo.com ; www.games.1c.ru/gt5

gran-turismo_51В одном из разговоров с прессой продюсер легендарной серии Gran Turismo Казунори Ямаути (Kazunori Yamauchi) обмолвился, что не может играть больше 5 минут в любые гоночные симуляторы, кроме собою разработанных. Ямаути уверен, что все прочие автомобильные игры сварганены на скорую руку и вообще внимания недостойны. Другое дело — Gran Turismo 5.

Враги Gran Turismo (даже у такого проекта они есть) в ответ на это дерзкое заявление, ясное дело, обвиняют Казунори-сана во всех смертных грехах и напоминают, что за границей Японии существуют другие страны, где есть такие игры, как Forza Motorsport 3, Need for Speed: Shift и прочие, которых он, наверное, вовсе не видел. Да, создатели Gran Turismo мудры и творить умеют дела чудные, однако если посмотреть правде в глаза, разработчики с этим не спешат. Чего стоит хотя бы тот факт, что следы от резины на асфальте были добавлены в игру только к пятой части, и то потому, что требования поклонников оказались очень настойчивыми. Причина — в своё время мощности первой PlayStation не хватило на эту простую вещь, и авторы решили не делать её и в последующих частях серии.

gran_turismo_5_review

Творческая изоляция от остального мира — это японский феномен. И нам кажется, что именно благодаря ему мир увидел совершенно уникальный гоночный экшен, качественно (и количественно тоже) отличающийся от всех остального. Дело здесь даже не в колоссальной тысяче автомобилей — в Gran Turismo 4 их было почти такое же количество (а по гамбургскому счету — даже больше, но к этому мы ещё вернёмся). Не во впечатляющем 80-милионном бюджете или 6 годах разработки — в нашем мире этому вряд ли кто-то удивляется.

Gran Turismo 5 комфортно чувствует себя в альтернативной всем прочим симуляторам вселенной, диктуя там собственные правила, под которыми все остальные вынуждены подписываться. Это открывается разуму ещё до появления главного меню — десятиминутная видеозаставка, на которой под блестящую игру на пианино показывается весь цикл производства машины, начиная от добычи руды и заканчивая фиксацией стёкол и испытательными заездами, ярко демонстрирует, с какой фундаментальной, детализированной и подробной игрой мы имеем дело. Не досмотреть этот ролик до конца при первом запуске вряд ли выйдет…

gran-turismo-5-2

Начинаешь осознавать, что Страна восходящего солнца — едва ли не единственное место на земле, где творческие личности самовыражаться таким вот образом. На фоне всех спекуляций, всей суеты, царящей в игровой индустрии, картина запирающегося на шесть лет в свой производственный цех для создания проекта мечты гениального Казунори Ямаути с 80 миллионами зелёных банкнот от Sony выглядит особым образом. Один раз в год он выбирается из своей берлоги на конференцию E3 и показывает там общественности очередной видеоролик, от которого отвисают многие челюсти.

Поэтому даже не хочется обращать внимание на все не отполированные места (а их там, как ни странно, много). Gran Turismo 5 — игра 100% ручной работы. По современным меркам Polyphony Digital является относительно небольшой компанией, однако аутсорс для моделирования и другой рутинной работы она не применяет. А ведь можно было бы нанять гастарбайтеров, которые быстренько и за небольшую сумму воссоздали бы 1000 тачек и пошли домой. Ямаути пошёл другим путём. Он утверждает, что на разработку одного автомобиля Polyphony Digital затрачивала 3 месяца, а на каждый гоночный трек уходило до полугода (всего трасс около 20). Но ещё больше поражает то обстоятельство, что в Gran Turismo 5 некогда сидеть сложа руки, в любое время вам найдётся занятие: первый раз узрев главное меню можно слегка ошалеть, так как оно смахивает на пульт управления авиалайнером. Чуть позже удивляешься, что на деле всё оказывается достаточно удобно и понятно (а ведь количество функций потрясающее).

gran-turismo_5

Можно сразу, особо не раздумывая, отправится на трассу, выбрав быстрый заезд и понравившуюся «карету». Можно податься в классический и всеми любимый режим A-Spec (карьера). Карьеру необходимо начинать обязательно на слабой машине, и в этом есть своя прелесть (стартовый капитал — всего $20.000). Сразу ступайте в автошколу, где необходимо потрудится для получения прав — после этого перед вами откроются многие дороги. Лицензионные тесты — это настоящая фишка Gran Turismo. Её помнят ещё с первых частей игры на доисторической консоли PlayStation One. Тесты эти по-прежнему включают в себя бесчисленные разгоны, змейки, торможения, повороты, а в конце — автодром. Как правило, на получение «золота» за эти испытания тратится больше времени и сил, чем на победу в гонке: борьба идёт за миллисекунды и миллиметры, сдать что-то с первого раза вряд ли получится. Но старания вознаграждаются — за сдачу всех экзаменов на «золото» повышают ранг гонщика, а также выдают бонусные авто, которые можно беспрепятственно сбагрить на вторичном рынке.

Есть ещё один метод с помощью которого можно заработать опыт перед началом карьеры — это линейка особых испытаний на машинах производителя. Задачи и цели — строго определены. Принять участие в заездах на аэродромной трассе популярнейшей британской передачи Top Gear, с авторами которой за время создания игры Ямаути успел неплохо подружиться, не хотите ли? Правда Стинга на Ferrari там не ждите — вам предложат нечто намного более весёлое (не будем открывать секрет). А может желаете обогнать на грунтовой трассе грозного 7-кратного чемпиона по ралли Себастьяна Лёба (Sebastien Loeb)?

gran-turismo-5-1

Все знают, что Gran Turismo, кроме прочего, славится огромным багажом лицензий. Есть у неё и WRC, однако реальные раллийные трассы по непонятным причинам отсутствуют.

Новая часть Gran Turismo жива как никогда раньше. Она дарит вам тачки на день рождения, регулярно предлагает воспользоваться различными функциями: фоторежимом, автомойкой, заменой масла. Кстати да, насчёт фоторежима. После своей первой гонки вы ещё 20 минут будете просматривать повтор в поисках самых замечательных ракурсов. А потом можно просто выбрать машину из гаража и запечатлеть её на каком-нибудь красивом фоне, типа сакуры или древних руин — разные съёмочные площадки открываются по мере прохождения.

Как видите, даже самые обычные штуки команда Polyphony Digital превращает в волшебные. Постоянное стремление японских разработчиков к совершенству порой переходит все границы: когда правительство г. Сиены начало возмущаться по поводу несанкционированного использования в Gran Turismo 5 фирменных гоночных флагов, девелоперы, вместо того чтобы поставить на их место что-нибудь другое, убрали из игры весь трек. И такое отношение ко всему (кроме вышеупомянутых раллийных трасс): время суток на трассе сопоставляется с реальным, на стекле фары «Мерседеса» можно разглядеть штамп производителя, а граффити на нюрбургрингском асфальте идентичны тем, что были нарисованы на нём прошлым летом во время 24-часовой гонки на выносливость (Казунори Ямаути, между прочим, был одним из участников).

Понятное дело, перечисленные вещи на саму гонку никак не влияют. Секрет Gran Turismo не только в манипулировании плотскими геймерскими побуждениями (например, желанием заполучить очередную новую «Ламборджини»!). Эта игра пытается заставить вас на полном серьёзе представить себя за рулём. Правда толком разбиться здесь не получится вплоть до 20-го уровня в режиме карьеры (именно тогда включается модель повреждений). Неподдельное удовольствие доставляет система тюнинга. Стоит поставить на какую-нибудь малолитражку, скажем, гоночную резину и прямоточный глушитель, как она начинает ездить до неузнаваемости хорошо. Время + деньги + фантазия + умелая настройка = самый дряхлый запорожец превращается в болид. Только вот на его внешнем облике это отразится мало. Кстати, быстрые спортивные автомобили в Gran Turismo 5 частенько оказываются лучше управляемыми, чем какой-либо семейный седан. Впрочем все они не прощают ошибок: нет в игре такой фичи, как отмотка времени; коснулся обочины — машину воротит, допустил перегрев резины — сцепление теряется. Приходится прикладывать всё усердие к тому чтобы не делать глупостей и использовать всю ширину трассы, чтоб боты не обогнали. Боты, к слову, по уму такие же, как в первых частях серии — свою позицию защищать так и не научились, да и с обгоном у них видимые проблемы.

gran-turismo-5

Стоит упомянуть не выгодный для разработчиков и издателей факт. Когда сотрудники компании Sony на каждом углу трубили про громадный автопарк из 1000 транспортных средств, до последнего момента никто ничего не сказал о том, что 80 процентов из них будут портированы (практически без изменений) из Gran Turismo 4 для PS2 и прошлогодней Gran Turismo для PSP. Впрочем, несколько сотен новых машин, смоделированных от начала до конца, выглядят так, что не можешь придумать к чему придраться — всё замечательно, детализированно воплощено.

Как и в четвёртой части, Polyphony Digital попыталась не пропустить ничего весомого — впервые в серии (GT для PSP не считаем) представлены Ferrari и Lamborgini, имеются все основные американские и европейские марки, есть классические модели 60-х годов, автомобили серии NASCAR, Ле-Мановские машины и даже несколько болидов Formula 1. В общем, роптать на Бога за недостаток авто точно никто не посмеет.

Что касается гоночных треков. Их стало меньше. Однако планка качества была неимоверно возвышена. Это прекрасно понимаешь, проехавшись, к примеру, по 20-километровому Нюрбургрингу, который разработчики оцифровали вдоль и поперёк. Каждый найдёт себе трассу по душе: Ле-Ман (Франция), Монца (Италия), Лагуна-Сека (Америка), Монако, Лондон, Рим, Мадрид, Токио, а ещё есть специальные выдуманные треки, которые можно было встретить в прошлых частях GT.

gran-turismo_51

Появились гонки по типу “от точки A в точку B” (не по кругу). Их маршрут автоматически генерирует игра (ясное дело, это негативно отражается на детализации). Кроме того, геймеры порадуются функции смены погоды и времени суток (на избранных трассах). Такого богатства достаточно для того чтобы вырвать из вашей жизни целый год, если не больше. А ведь мы ещё ничего не сказали о затягивающем режиме B-Spec, где на игрока возлагают ответственность менеджера команды гонщиков, многопользовательской игре по сети, встроенном редакторе трасс и 200-страничной книге об устройстве машины, которая входит в комплект коллекционного издания Gran Turismo 5.

Всё это не может влезть в простую рецензию. Хоть ты книгу пиши, двухсотстраничную… А всё потому, что Gran Turismo — это признанный феномен, а не просто какой-то гоночный симулятор. Известные автопроизводители регулярно обращаются к Ямаути за рекламой, ребята из Polyphony Digital принимают участие в разработке бортового ПО авто Nissan GT-R, создают концепт-кар совместно с «Ситроеном», главный конструктор одной из сильнейших команд «Формулы-1» Эдриан Ньюи (Adrian Newey) проектирует специально для игры гоночную машину своей мечты, а на pristavkin.ru появляется обзор Gran Turismo 5.

Gran Turismo относится к тем играм, которые служат катализатором для продаж всяческих дополнительных контроллеров и даже целых платформ, а таких проектов мало.

Оценка: 9,7 из 10.


Связанные новости:

Игры из базы, упоминаемые в новости: