Обзор (рецензия) Alone in the Dark 2008 (Xbox 360)

10:36 Обзоры игр

Alone in the Dark

Я никогда еще не играл в игру, которая оставляла бы такие противоречивые чувства, как Alone in the Dark. В отдельные моменты эта амбициозная игра в жанре survival horror от Eden достигает совершенства, ошеломляет видами, достойными блокбастера, и блещет оригинальностью. Проблема в том, что такие моменты составляют лишь малую часть игры – игры, которая страдает от почти любой застарелой игровой проблемы и неудачного решения, о которых я писал уже, наверное, тысячу раз. Несмотря на то, что мне бы хотелось влюбиться в нее, наслаждаясь множеством остроумных головоломок, вынужден сказать, что разочарование, усталость и раздражение возникают в ней слишком часто.

Вы играете за Эдуарда Кэрнби, который пробуждается в довольно-таки разбитом состоянии в самом начале игры в одной комнате со стариком (Паддингтоном) – который вскоре становится основным персонажем игры. Как это ни странно, Эд – тот же самый персонаж, что присутствовал в старых играх Alone in the Dark. Видимо, его забросило в настоящее машиной времени. С самого начала вам нужно помигать, чтобы прояснить зрение – один из примеров игровой механики «реального мира», который одновременно является гениальным и неописуемо раздражает. Вы находитесь в жилом многоэтажном доме, выходящем окнами на Центральный Парк в Нью-Йорке, и вскоре события поворачиваются к наихудшему. Здание начинает разваливаться, трещины испещряют стены, а демоны овладевают телами живых. Вы должны выбраться живым, и в этот момент проявляет свою дьявольскую сущность управление игрой.

Alone in the Dark
Alone in the Dark по сути представляет собой с полдюжины игр в одной оболочке. Какую-то часть времени это игра от третьего лица в стиле Resident Evil 4, но также это шутер от первого лица, приключение от третьего лица с плавающей камерой и игра на вождение машины. Вы можете переключаться на вид от первого лица в любой момент, но в виде от третьего сама игра решает, разместится ли камера за плечом или будет зафиксирована в месте, дающем кинематографический вид. И уже через несколько минут становится слишком очевидно, что решение о том, чтобы вид варьировался, является одной из самых крупных ошибок разработчика.

Начальные секции на самом деле предназначены для создания шоу, обучающих целей и ознакомления с основными второстепенными персонажами (уже упомянутый Пэддингтон и Сара, торговец предметами искусства), так что настоящая игра начинается лишь когда вы достигаете самого Центрального Парка, но фундамент уже заложен. В виде от третьего лица вы можете использовать рукопашное оружие, двигая правым аналоговым стиком для атаки. Все, что вы подбираете, может использоваться в качестве оружия, и хотя результат бывает несколько неудобным, в целом все работает нормально. Возможно, вы захотите стрелять из оружия по надвигающемся врагу, но в виде от третьего лица это невозможно. Переключаясь на вид от первого лица, вы получаете возможность использовать оружие дистанционного поражения, но нацеливание здесь настолько проблематично (а враги зачастую настолько непредсказуемы), что попасть во что-то тяжелее, чем кажется.

Alone in the Dark
На протяжении игры вам придется постоянно переключаться между двумя видами, и это совсем не помогает игровому процессу. Прекрасно бы сработал вид «за плечом» со стрельбой в стиле Resident Evil 4, равно как и вид от первого лица в стиле Condemned, если позволить в нем рукопашные схватки. Наличие же обоих просто усложняет игру. И это даже без учета влияния системы инвентаря на геймплей – хоть вы и могли бы ошибочно предположить, что он оказывает весьма малое влияние на внутриигровые действия.

Ваш инвентарь в Alone in the Dark открывается в реальном времени, когда Кэрнби заглядывает в свой жилет. Он имеет слоты для многочисленных предметов: бутылки, канистры и прочие предметы, что можно бросать, размещаются справа, пушка и факел – по центру, а все остальное слева. Ограниченная вместимость всегда представляет проблему, так что вам придется регулярно выбрасывать одни вещи, чтобы взять другие – говорим мы о необходимом лечащем спрее или крайне нужной бутылке горючего. Вы можете брать по одному предмету в каждую руку, что позволяет разнообразные комбинации, и даже объединять вещи до того, как экипируете их, что позволяет создавать липкие бомбы и коктейли Молотова.


Работа с инвентарем ведется через чрезвычайно неудобное и сложное меню, и что еще хуже, монстры могут подойти и сделать из вас котлету, пока вы пытаетесь скомбинировать ваши ненужные предметы во что-то хоть капельку полезное. Удобная система «любимого» позволяет вам назначить до четырех комбинаций для левой/правой руки, которые можно быстро выбрать (например, зажигалка в правой руке и бутылка виски со вставленным бинтом в правой), что помогает снизить уровень манипуляций, но общее количество комбинаций так велико, что вы почти постоянно будете возиться в инвентаре. Как ни хорошо система «реального» инвентаря выглядела на бумаге и во время презентаций, на практике она просто никак не помогает качеству игры.

Возьмем, к примеру, такую ситуацию, чтобы показать, насколько утомительно неприятной может быть игра в некоторых случаях. Вы – в туалете, в лихорадочных поисках лечащего спрея (вы распыляете его на раны, что вам исцеляет, и, да, это происходит в реальном времени), а буквально по пятам за вами следует группа кровожадных безумных врагов. Вы поджигаете дверь в комнату, чтобы создать препятствие, затем очищаете комнату, надеясь обнаружить заветную белую канистру. В шкафчике вы находите ее, но не можете взять, потому что жилет уже полон. В спешке вы выбрасываете вещи на пол, освобождая место, и возвращаетесь к шкафчику. По какой-то причине вы не можете взять лечащий спрей, пока не соберете все, вокруг него. Грррр. Огонь уже почти погас, и вы уже спиной ощущаете приближение противника. Быстро вы хватаете все, переключаетесь в инвентарь и опять выбрасываете. Теперь можно взять спрей. Без промедления вы нажимаете направо на d-паде, чтобы вызвать интерфейс лечения, нажимаете правый триггер, чтобы начать распыление… и получаете удар в лицо от монстра-демона. Череп раскалывается, и можно начинать все сначала. Я еще не говорил, как раздражает Alone in the Dark?

Alone in the Dark
Это тем более огорчает, потому что головоломки в игре часто просто великолепны. Огонь играет большую роль в игре и, благодаря его реалистичному распространению на соседние объекты, он работает так, как вы и ждете. Это же правило распространяется и на большинство объектов в игре. Если вам кажется, что головоломку можно было бы решить в реальной жизни вот таким вот способом, хорошие шансы на то, что и в игре ее можно решить так же. Электрический кабель болтается в воде? Нет проблем. Просто подцепите кабель чем-нибудь длинным и уберите в сторону. Нужно что-то с острым лезвием? Легко. Просто сбейте со стены этот меч в музее. Нужно поджечь что-то, до чего вы не достаете? Горящая машина у подножия чего-то, напоминающего качели, может подать вам идею. Вы будете встречать остроумные, но логичные головоломки на всем протяжении 8-10-часовой игры, но их просто недостаточно, чтобы перевесить существенные проблемы.

Бой зачастую является одной из таких проблем. Враги в игре по-настоящему уязвимы только для огня, что означает, что вы не можете просто пристрелить их в голову и забыть. Это чудесно смотрится, когда вы впервые с ними встречаетесь, потому что вам приходится поджечь стул и безумно размахивать им, но когда вы пытаетесь попасть из точки А в точку Б в Центральном Парке, который не ограничивает движение, вы сталкиваетесь с настоящим испытанием. Вы можете комбинировать горючее с пулями, создавая зажигательные патроны, но даже в этом случае вы получите лишь несколько зарядов, а комбинирование спрея с зажигалкой дает эффективный огнемет, но приводит к огромному и ненужному расходу ценных ресурсов. Самодельные бомбы – это хорошо, но они быстро заканчиваются, а стульев для поджога в Центральном Парке как-то не очень много попадается.

Alone in the Dark
Кэрнби и так-то кошмарно передвигается, даже не будучи раненым, но в потрепанном состоянии он замедляется еще больше, скорость поворота от первого лица ужасно мала, а камера ужасна, когда вы в виде от третьего лица, самопроизвольно переключаясь в кинематографический вид без видимой нужды. Когда вам не приходится иметь дело с врагами, игра становится гораздо лучше – но враги здесь всегда в нескольких минутах от вас. Один из наиболее интересных врагов – это черная вода, которая поглощает Кэрнби, если он в нее войдет. Она боится света, так что зажгите факел, и она отступит или бросьте светящуюся палочку, и вы очистите большую зону. Но даже в этом не избежали проблем. Нет ничего сложного в том, чтобы экипировать и метнуть светящуюся палочку, но после каждого броска ее нужно экипировать заново – неприятная и ненужная проблема, которая присутствует в Alone in the Dark повсюду.

Ближе к концу игры, когда вы наконец-то освоитесь с системой инвентаря (ну, во всяком случае, до уровня, когда с ней можно мириться), вас посылают на поиски корней демонического зла, которые вам нужно сжечь. В первый раз вам становится необходимо исследовать этот Центральный Парк, позволяющий свободное перемещение, и тут же проблемой становится ужасная модель вождения, с которой можно было мириться во время прекрасно выглядящих, но ужасно раздражающих вставок ранее в игре. Сара замечает: «Это не вождение. Это убийство», что подводит итог куда лучше, чем это мог бы сделать я. Эта охота также на пределе использует ваши ресурсы и ставит ваше терпение на грань истощения. Хотя многие корни требуют определенного творческого подхода, в целом вся секция, видимо, рассчитана на то, чтобы растянуть игру, которая иначе была бы слишком короткой.

Alone in the Dark
Много усилий было приложено к построению эпизодической структуры игры, но к общему впечатлению это мало чего добавляет. Вы можете пропускать куски до поздней игры, что, конечно, хорошо (хотя пропуски и не простираются до охоты за корнями), но зачем бы вам это делать? Единственное настоящее применение этой системы – получать доступ к тем частям, которые вам нравятся, чтобы играть в них еще и еще. Это все прекрасно представлено, имеет красивые монтажи «вот, что было раньше в Alone in the Dark», которые приветствуют вас перед игрой, но по сути это всего лишь одна строчка в списке возможностей на коробке игры. Эта возможность была бы куда значительнее, если бы мы имели игру с впечатляющей историей и озвучкой, но как раз в этой области игра сильно хромает. История сама по себе вполне на уровне, но озвучивание и отображение на экране особо выдающимися не назовешь.

Кэрнби совсем не похож на свое изображение на коробке, являясь вместо этого 70-летним стариком, а все персонажи разговаривают так, как будто школьники пытаются изобразить из себя крутых героев. Несмотря на впечатляющую технологию, которую демонстрирует игра, персонажи обладают тем же пластмассовым блеском, который мы могли видеть в кошмарно большом количестве в первые годы Xbox 360 на рынке. Игра несомненно представляет из себя продукт последнего поколения и может похвалиться впечатляющим освещением, эффектами огня, детализированным окружением, но анимация весьма слаба, а вариант для Xbox 360 испытывает проблемы со спорадической потерей фреймрейта и некоторыми неприглядными разрывами картинки. Когда вы играете на PC высшего класса, это не проблема, зато там вам придется иметь дело с ужасным управлением мышью и клавиатурой, если только, конечно, у вас нет геймпада.

Alone in the Dark
Являясь игрой, чье действие происходит в жутковатом на вид Центральном Парке, где монстры таятся за каждым углом, Alone in the Dark, тем не менее, не очень-то и пугает. Вы могли бы подумать, что в такой игре страх неминуем. У вас даже есть фирменный фонарик, у которого садятся батарейки. Но пугающих моментов, тем не менее, немного. Когда монстр приземляется на крышу вашей машины в первый раз, вы можете подпрыгнуть, но когда вы видете следующего, который волшебным образом пролетает 100 метров, чтобы оказаться у вас на крыше, это несколько сбивает настроение. В игре присутствует постоянный страх смерти, но не благодаря сеттингу, а из-за неизбежного копания в инвентаре. Один из самых пугающих моментов был у меня, когда у Кэрнби, казалось, произошел какой-то приступ, и его тело начало неконтролируемо трястись на месте. Увы, это оказался баг, один из многих, что еще не раз попадались мне во время игры.

Амбициозный проект последнего поколения от Atari, Alone in the Dark не имеет недостатка в потенциале. В него вложено больше хороших идей, чем хватило бы на великолепную, обязательную к покупке игру, но, к сожалению, плохого игрового дизайна и проблем в геймплее оказалось еще больше. Глядя с этого аспекта, мы имеем, несомненно, самое большое разочарование, которое когда либо посещало это поколение консолей, и игру, которую невозможно рекомендовать. Зная, что буквально через несколько месяцев выйдет игра для PS3, мы можем лишь надеяться, что Atari найдет время, чтобы довести игру до того состояния, в котором она должна была быть изначально.

Alone in the Dark


Связанные новости:

Игры из базы, упоминаемые в новости: