Обзор (рецензия) Fallout 3 (PS3, Xbox 360)

00:00 Обзоры игр

Очень многие игры придают большое значение результатам выбора игрока в игре, но в последнее время очень мало можно вспомнить игр, которые предлагали бы столько разработанных и осмысленных подходов к каждой ситуации. Вы воплощаете или разрушаете возвышенные надежды идиллического общества, объединяетесь с работорговцами или их рабами и решаете судьбу не одного города во время постапокалиптического путешествия по руинам того, что некогда было Вашингтоном, Округ Колумбия. Ваши действия вызывают далеко идущие последствия, которые влияют не только на мир вокруг вас, но и на общий стиль игры – и это та свобода, ради которой стоит играть – и переигрывать – Fallout 3. Это глубокая и гипнотизирующая игра, и хоть она не столь подавляюще широка, как предыдущие игры издателя, зато она более сконцентрирована и живее реализована.

Далекое будущее

Глубина игры становится очевидна в первый же час, когда создание персонажа и рассказывание истории чудесно переплетаются. Такое введение лучше пережить самому, чем прочесть в деталях здесь, но я опишу его, потому что оно задает рамки всей игры: На дворе 2277 год, и вы со своим отцом живете в Убежище 101, одном из многочисленных сооружений, которые защищают население Земли от опасностей постатомного уничтожения. Когда отец исчезает из убежища, не попрощавшись, вы оттправляетесь на его поиски, оказавшись в итоге в самом центре политического и научного противостояния, что позволяет вам изменить течение будущего. Во время ваших скитаний по просторам разрушенного Округа и окружающих территорий (вы посетите Арлингтон, Чеви Чейз и другие пригороды), вы встретите пассивных или агрессивных гулей, погруженного в себя ученого и старого друга из Fallout по имени Гарольд, который, скажем так, весьма себе на уме. Можно еще упомянуть странный коллектив беженцев прямо из «Повелителя мух», которые с радостью примум вас в свое сообщество, если вы правильно разыграете свои карты.

 

Город – одно из выдающихся достижений Fallout 3. Это мрачный мир, в котором Монумент Вашингтона глядится в темные зеленые лужи, меж которых бродят звери, называемые «грязешлепы» (mirelurks). Конечно же, во время своих исследований вы обнаружите новые задания и персонажей, но на самом деле даже само блуждание по городу приносит удовольствие, решите вы исследовать служебные помещения фабрики колы или двинуться к тяжело охраняемым ступеням Капитолия. Фактически, хоть изредка глуповатые и смешные диалоги придают игре некоторый юмористический шарм, игра более серьезна, чем предыдущие игры серии. Иногда она становится настолько серьезной, что ощущается как нечто стерильное и строгое, что снижает чувство эмоциональной привязанности, которое могло бы придать больше значимости некоторым вариантам выбора в поздней игре. Кроме того, черный юмор серии присутствует, но далеко не так часто встречается, как раньше, хоть и очевидно, что Fallout 3 основывается на базе своих предшественников. Полное своей значимости псевдо-правительство Анклав и борцы за свободу из Братства Стали все еще являются мощными силами, а основная история закручвается вокруг концепций и целей, которые хорошо знакомы пуристам серии.

Хотя Bethesda не решилась воплотить часть фирменных знаков Fallout, оставив их висеть в воздухе, диалоги для взрослых (немного нервирует, но очень правдоподобно, когда вы в первый раз слышите, как бурчит ругательства восьмилетний малыш) и огромная емкость дополнительной информации несомненно впечатляют. В игре есть больше интересной информации, чем вы в принципе можете узнать за одно прохождение. Например, перк умения (я раскажу подробнее позже) позволит вам узнать некую информацию от вечерней леди, что, в свою очередь, прольет новый свет на нескольких персонажей – и позволит вам закончить сюжетный квест неожиданным способом. Миссия по поиску самодостаточного андроида может позволить вам бросить впечатляющий взгляд на футуристическую Подземку, но небольшой посторонний слух также может позволить вам солгать так, чтобы закончить квест. Здесь не так много квестов, как вы могли бы ожидать, но их комплексность ошеломляет. Постарайтесь обязательно полностью их раскрыть до того, как двигать историю дальше: как только история закончится, больше играть вам не дадут, что означает, что вам потребуется вернуться к ранним сохраненным играм, если вы собирались заняться побочными квестами после завершения главного.

Мутанты на улицах города

Ваш выбор действий определяется только вашим собственным чувством правильности и долгосрочными результатами. За каждое «плохое» решение (взлом чужой комнаты, принесение в жертву солдата, чтобы спасти свою шкуру) ваша карма понижается; за все, что вы делаете «хорошее» (находите дом для сироты, даете воду нищему), ваша карма повышается. Такие ситуации имеют свои последствия: открываются новые реплики в диалогах, а другие закрываются, а ваша репутация радует одних, но восстанавливает против себя других. Например, к вам может присоединиться мутант с золотым сердцем, но только если ваша репутация достаточно высока, а вот громила требует, чтобы вы были бессердечным. Даже в самые последние моменты игры вы будете принимать важные решения, которые повлияют на ваш итог, похоже на то, как завершались предыдущие игры Fallout. Существует масса итоговых сценок в зависимости от того, как вы закончили те или иные квесты, и они весьма разумно соединены в то, что является законченным эпилогом.

Fallout 3 остается верным системе развития персонажа серии, используя схожую систему атрибутов, умений, и перков, включая систему S.P.E.C.I.A.L. из предыдущих игр для ваших атрибутов, таких как сила, восприятие и выносливость. Вы можете специализироваться в многочисленных умениях, от тяжелого оружия и отмычек до починки и взлома терминалов. Вы сможете вложиться в эти умения, когда поднимете уровень, а также можете выбрать дополнительный перк. Перки дают множество различных улучшений, которые могут быть как невероятно полезными, так и несколько жутковатыми. Вы можете взять перк «ladykiller», который открывает опции диалога с некоторыми женщинами, а также позволяет легче убить других. Или перк «каннибал», который позволит вам съедать павших врагов, восстанавливая здоровье за счет того, что вы вызовете отвращение у любого, кто заметит такую дурную привычку. Не все перки такие драматичные, но все являются важными аспектами развития персонажа, которые могут создавать восхитительные новые опции.

Хотя вы и можете играть из вида от третьего лица, который выглядит странно (ваш аватар выглядит так, будто он/она едет по земле на лыжах), но лучше всего играть в Fallout 3 от первого лица. Что касается боя, большую часть игры вы будете играть как шутер от первого лица, хоть ужасно медленное движение и скорость камеры никогда не даст вам спутать игру с настоящим FPS. Вооружившись любым количеством рукопашного и дистанционного оружия, вы можете бить и стрелять в атакующих собак и случайных разбойников на традиционный манер. И даже не смотря на некоторую неуклюжесть, бой вполне хорош. Дробовики (особенно потрясающие обрезы) делают сильные «бухи», плазменные винтовки оставляют после себя милые кучки слизи, а удар по голове мутанта гигантской и неповоротливой суперкувалдой просто ощутимо силен. Но приготовьтесь следить за всеми этими орудиями смерти: оружие и броня постепенно теряют эффективность, и их нужно чинить. Вы можете относить их для починки к специалисту, но можете чинить и сами, если у вас есть еще такие же вещи. Когда у вас в руках ломается любимое оружие во время отбивания атаки супермутантов, это просто разбивает сердце, но зато этот факт еще усиливает чувство, что все в Fallout 3 имеет свои последствия, даже стрельба из лазерного пистолета.

Футуризм на грани предела

Такие аспекты не дают стать Fallout 3 простой «бегалкой-стрелялкой», и можете не пытаться играть в него таким образом. Еще более это усугубляется тем, что самые хорошие и кровавые моменты в битве – продукт Vault-Tec Assisted Targeting System (Система помощи в наведении Vault-Tec, VATS). Эта система – кивок в сторону старой системы очков действия Fallout, которая позволяет вам поставить действие на паузу, потратить очки действия на прицеливание в специфическую часть тела противника и наблюдать за результатами в замедленном показе. Попадание вам не гарантируется, но вы можете посмотреть, насколько оно вероятно для каждой части тела, и сколько повреждений может нанести такая атака. Но если вы попали с помощью VATS, ваши усилия тут же вознаграждаются: камера отлетает, занимая кинематографичную позицию, а ваша пуля медленно летит к цели, возможно, шокирующе разнося голову врага и разбрызгивая кровь и мозги. Или, может быть, вы полностью отстреливаете ему конечность, так что его рука отлетает далеко в сторону – а может, и все тело прекращает существование.

Такие базирующиеся на анатомии повреждения сделаны очень хорошо. Выстрел в руку солдата Анклава может заставить его выронить оружие, попадание в ногу заставит его хромать, а выстрел в голову дизориентирует. Но и вы подвержены таким эффектам. Если ваша голова наберет достаточно повреждений, вам придется иметь дело с дизориентирующими последствиями, а раненые руки прямо отражаются на способностях к прицеливанию. К счастью, вы можете применять лечащие стимпаки на место поражения, чтобы вылечить рану, да и немного сна тоже облегчит ваши проблемы. Небольшой стаканчик вина звучит заманчиво и временно улучшит ваши параметры, но вы можете привыкнуть к нему, если пьете достаточно часто, что в результате приведет к собственным дизориентирующим визуальным эффектам. И, конечно, вам придется иногда иметь дело с эффектами радиации, что особенно становится проблемай, когда вы пьете загрязненную воду или едите облученную еду. Радиационное заражение можно исцелить, но вам придется взвешивать целебные эффекты определенных предметов против увеличения уровня радиации от их потребления.

Все это создает примечательно комплексную игру, которая становится еще глубже, благодаря другим элементам, которые дают некоторую вариацию геймплея и помогают ощутить мир более живым. Взламывание замков активирует неплохую, хоть и странную миниигру, которая имитирует использование силы к замку с помощью отвертки, одновременно поворачивая бородку. Миниигра по электронному взлому – это интересная словесная головоломка, которая требует немного мозгов. А если вам больше нравится иметь дело с созданием железа, чем слов, вы можете заработать или купить схемы, которые помогают вам создавать оружие, используя разнообразные компоненты, разбросанные повсюду. Хотите быть дизайнером интерьером? Можно и так: как только вы получите права владения на свои апартаменты, вы можете их украсить и даже наполнить некоторыми полезными применениями. Робот по выдаче шуток дается бесплатно.


Вашингтон, он самый

Хотя вы и будете тратить большую часть времени на одинокое брожение по пустошам, разве что с одним-двумя компаньонами, есть и несколько запоминающихся кинематографических сцен. Вы присоединитесь к солдатам, которые разбираются с гигантским боссом-мутантом, возглавляете атаку на знаменитую вашингтонскую достопримечательность и убегаете из проклятой цитадели, пока роботы и солдаты поливают вас лазерным огнем. Получается хорошая смесь, заменяющая порой атмосферное напряжение взрывной разрядкой. Ваши враги сражаются хорошо – часто слишком хорошо, учитывая что враги, которые составляли проблему вначале, зачастую остаются не менее круты 5-10 уровней спустя. Такая кореллирующая сложность заставляет вас чувствовать прогресс несколько более ограниченно, чем в других ролевых играх, но в данном случае это, по нашим ощущениям, здесь уместно, учитывая открытую природу и недружелюбный мир игры. В конце концов, если злобные мутанты не будут представлять постоянную угрозу – чего вы будете бояться в темных углах мира Fallout? Стоит заметить, что, в отличие от предыдущих игр серии, вы не сможете использовать совершенно мирный подход для прохождения основного квеста. Чтобы закончить игру, вам придется участвовать в бою, убив некоторую долю врагов, но поскольку боевая система по большей части весьма хороша, для большинства игроков это не должно составить серьезной проблемы.

Fallout 3 происходит в разбомбленной футуристической версии Вашингтона, и эта область в игре мрачная но странно мирная. Кругом высятся осыпающиеся переходы, а оптимистические плакаты в стиле 1950 рекламируют свои продукты солнечными слоганами. Это выглядит впечатляюще, равно как и ваше движение по широко открытой пустоши лишь с небольшими задержками на загрузку, хоть и куда более продолжительная загрузка вам тоже встретится, если вы входите или покидаете здание или же перескакиваете в одну из уже посещенных зон. Многочисленные зрелищные элементы ландшафта особенно впечатляют, как, например, гигантский самолет-носитель, который служит самодостаточным городом или же осыпающиеся интерьеры Национального музея космонавтики и воздухоплавания. А небольшие штрихи тут и там просто замечательны, как например взрывы, создающие облачка огня и дыма в форме гриба, которые вызывают в памяти ядерную трагедию, являющуюся сердцем концепции Fallout 3. Модели персонажей более жизнеподобны, чем в предыдущих попытках разработчика, но все еще движутся несколько скованно и не могут похвастаться выразительностью моделей таких игр, как Mass Effect.

Очень жаль, что, в свете этих впечатляющих элементов дизайна, версия для PlayStation 3 сделана шокирующе хуже остальных с точки зрения техники. Версии Xbox 360 и PC могут иногда продемонстрировать графическую проблему или блеклую текстуру, но их можно легко игнорировать. А вот зазубренные края, расплывчатое освещение и слегка сниженную дистанцию отрисовки для PS3 так просто не простишь.Нам стретилось также множество визуальных проблем на PS3. Несколько раз исчезали лица персонажей, оставляя одни глаза и волосы, у роботов пропадали конечности, некоторые модели персонажей имеют странный контур вокруг них, как будто они нарисованы на подложке, а переход «день-ночь» может вызвать странные глюки картинки, когда вы двигаете камеру. Эта версия даже не предполагает призов, тогда как версии для PC и Xbox 360 дают возможность записывать достижения с помощью Windows Live/Xbox Live.

За исключением нескольких звуковых проблем, специфических для PS3, звук в каждой версии ошеломителен. Большая часть озвучки голосов прекрасна, а некоторые «сонные» исполнения хороши до невозможности. Вопрос фонового озвучания может стать вопросом жизни и смерти для атмосферы любой игры, и Fallout 3 с честью выдерживает это испытание. Свист ветра и далекие звуки ружейной стрельбы сами по себе могут нагнать напряжения, а стоны в замедленном движении и хруст бейсбольной биты, врезающейся в лицо гуля, звучат изумительно болезненно. Если вам одиноко и хочется компании, вы можете послушать несколько радиостанций, хотя частое повторение песен и объявлений через некоторое время надоедает. Саундтрек хорош, хотя капельку чересчур силен, учитывая пустынный сеттинг. К счастью, его уровень по умолчанию очень низкий, так что он не помешает.

Итоговые комментарии

Не важно, какая у вас платформа, вы должны сыграть в Fallout 3, которому можно простить все проблемы, благодаря тому, что он предлагает глубокое и затягивающее путешествие по миру, который трудно забыть. Эта игра ближе к серии Elder Scrolls от Bethesda, чем к предыдущим играм Fallout, но это никоим образом не означает, что она плоха. Фактически, Fallout 3 – более высокий и значимый продукт, чем предыдущие усилия Bethesda, менее широкий, но более интенсивный, предлагая ошеломительную ценность для переигрывания и более чем несколько волнующих моментов по дороге. Являетесь вы новичком во вселенной или поклонником Fallout, несчетные часы мутировавших секретов ждут вас в самых темных углах Вашингтона.


Связанные новости:

Игры из базы, упоминаемые в новости: