Обзор (рецензия) Mirror’s Edge (PS3, Xbox 360)

22:46 Обзоры игр

Как и главная героиня этой игры, Фейт, Mirror’s Edge пытается преодолеть полосу с препятствиями, но в отличие от Фейт, не всегда игре удается допрыгнуть до нужной точки. Без сомнения, этот восхитительный платформер действия обладает своей долей инноваций, начиная с вида от первого лица, который дает ясный и четкий визуальный стиль, но на прошлое он оглядывается куда чаще, чем вы можете заметить с первого взгляда. Это – современная итерация платформера старой школы, где от вас ожидается, что вы будете снова и снова повторять одну и ту же последовательность прыжков, перехватов и скольжений, пока вы не доведете ее до совершенства – или по крайней мере, до того качества, которого хватит для продолжения игры. Но в отличие от своих предшественников, Mirror’s Edge куда сильнее замешана на скорости и инерции, и когда вам удается соединить ваши приемы в безупречный поток плавного движения, результат неизбежно восхищает и радует. К несчастью, у Mirror’s Edge есть неприятная привычка запутываться в собственных ногах, и в результате вы скользите и падаете, а скучная задачка на прыжки или туманная цель становится тормозом. Для любителей рекордов, которые ищут способы улучшить прохождение еще на пару секунд, Mirror’s Edge будет чистым золотом. Прочие же, скорее всего, сдадутся, напуганные неизбежным процессом «научного тыка», который встроен в дизайн игры. Но по крайней мере, нет ни одной другой точно такой же игры, так что она заслуживает осторожного взгляда со стороны любого, кто ценит игры, открывающие свой собственный путь.

Фейт – это профессиональная бегунья, более, чем в одном смысле. В угнетаемом фантастическом обществе Mirror’s Edge бегуны – это подпольная сеть курьеров, которые переносят важную информацию и документы от отправителя к получателю. Содержимое этих сообщений никогда не выражается ясным языком, но, впрочем, они и мало что значат для игры – история скорее закручивается вокруг сестры Фейт, полицейского, которая была обвинена в убийстве кандидата в мэры, который обещал внести изменения в тоталитарное правительство и дал надежду бегунам, живущим вне закона. Вскоре Фейт придется побегать и по другой причине: чтобы раскрыть заговор, что стоит за убийством, и очистить имя сестры. История линейна, но достаточно интересна, чтобы удерживать ваше внимание, и хотя она заканчивается на полуслове, явно намекающим на сиквел, она достаточно связывает происходящее, чтобы в любом случае восприниматься завершенном. Интригует также стиль подачи: сюжет проигрывается между миссиями в стильных мультипликационных роликах, а также с помощью сценок на самом движке игры, которые также привлекательны, но сделаны совершенно в другом изобразительном стиле. Оба стиля неплохи, но их несоответствие выглядит немного странно.

Итак, вы бежите: по крышам, через железнодорожные вокзалы и вдоль стен. Чем дольше вы бежите, тем большую скорость набираете, и можете исполнить вместе несколько приемов в быстрой последовательности. Вы можете проскальзывать под трубами, двигаться по рельсам и перепрыгивать через невозможные на вид пропасти, если назвать несколько техник. Самое очевидное новшество в Mirror’s Edge, разумеется, то, что вы исполняете все это от первого лица, а не глядя на персонажа через камеру от третьего, как мы привыкли ожидать. Такой подход довольно интересен, хотя и не является совершенно неизведанным (Montezuma’s Return для PC прошла по этому пути еще в 1998), и он вполне справляется с тем, чтобы затягивать вас, когда вы торопитесь к своей цели. Действия, такие как балансирование на узкой балке, скольжение под карнизом на максимальной скорости и удар, когда вы приземляетесь после долгого прыжка, увлекательно исполнять, и они выглядят чудно, но этот подход может также вызвать у вас вопрос, как было бы увлекательно видеть Фейт во время выполнения всех этих чудесных трюков, что в данной игре невозможно.

В любом случае, Mirror’s Edge блистает, когда вам удается этот трудный забег, и как только вы обнаружили лучший маршрут через особенно запутанный сценарий, просто восхитительно пробегать его без единого сомнения, которое могло бы вас замедлить. Но такой забег не удастся вам с первого раза, или даже с пятого. Вам потребуется экспериментировать и совершенствовать свои умения, потому что единственная ошибка может послать вас далеко вниз на улицу или, как минимум, прервать ваш забег. От вас ожидается, что вы будете играть каждый уровень много раз, чтобы узнать маршруты, которые лучше всего позволят вам двигаться вперед, что великолепно работает с десятого раза, но предыдущие девять зачастую представляет из себя доводящие до бешенства серии фальстартов, неверно рассчитанных прыжков и полных остановок. Если вам нужна помощь, у вас есть кнопка, удерживание которой активирует взгляд бегуна и поворачивает камеру по направлению к цели, но решение это неточное: иногда вас направляет к ближайшей цели, а в других случаях – к итоговой.

Еще один недостаточно полезный инструмент проистекает напрямую из впечатляющего дизайна графики игры. Mirror’s Edge – это игра визуальных контрастов, где четкий белый фон оттеняется яркими цветами. Результат красив и четок, и это великолепный способ продемонстрировать как мрачность авторитарного общества, так и уникальный взгляд, который имеет на мир бегун: как совокупность точек приземления и возможностей для прыжка. Важные галереи, двери, лестницы и другие места окрашены в ярко-красный цвет, что является важной визуальной подсказкой на части широких уровней. Однако, и этот элемент не выдерживается равномерно: в некоторых случаях красное сияние не гаснет, пока вы не приблизитесь к этому шесту или точке снижения, в других же Mirror’s Edge ждет от вас, что вы все обнаружите и без визуальных подсказок.

Хоть эта игра так сильно полагается на инерцию движения вперед, но в Mirror Edge если моменты, которые замедляют этот темп вплоть до полной остановки. Иногда это проистекает из самой сути метода проб и ошибок: ошибся, умер, перезагрузился с чекпойнта. А в других случаях так бывает, если вы оказываетесь перед лицом сложных головоломок на прыжки, которые полностью отнимают чувство скорости, как та, где вы спускаетесь в недра системы подачи воды, а потом поднимаетесь обратно. Не то, чтобы они плохи, просто недостаточно увлекательны. В итоге, когда вы достигаете цели, вы ощущаете не удовлетворение, а скорее облегчение. Или камера вдруг отъезжает, только чтобы вы обнаружили себя в лифте, читающим новости, ползущие по электронной настенной панели пока, как очевидно, игра грузит уровень. Во всех таких случаях вас грубо выдергивает обратно в реальность, напоминая, что это все-таки лишь игра.

Еще больше все усложняют вооруженные враги. Лучше пробегать у них за спиной так часто, как возможно, но их пули способны повергнуть вас на колени, пока вы отчаянно ищете лучший путь к бегству. Некоторые особо насыщенные врагами сценарии особенно напрягают, как та набитая снайперами последовательность на последнем уровне. В некоторых случаях вы можете встречать угрозу лицом к лицу, но это требует тщательного планирования и очень точного расчета времени. Вы можете выполнять некоторые приемы ближнего боя, такие как прыжок с ударом ногой или удары кулаками, но лучше это все использовать в тактике «ударил — отскочил»: попытка связаться в рукопашном бою более,  чем с одним-двумя врагами – это быстрый путь к загрузке с ближайшего чекпойнта. Также вы можете разоружить врага во время события, требующего быстрой реакции: зажимая кнопку обезоруживания, когда оружие врага мигает красным. Если вам хочется с ним поиграть, вы можете даже выпустить несколько пуль, пока не опустеет магазин. Фейт ультра-уязвима к оружейной стрельбе, а сама стрельба грубая и неудовлетворительная. Если у вас проблемы с реакцией (как в упомянутом случае мгновенного обезоруживания противника), вы может включить ограниченный в использовании режим медленного движения, который полезен и заставляет круто выглядеть эти замешанные на действии приемы, но по сути он мало что добавляет к геймплею.

Если вы способны долго выдерживать вышеописанный комплекс недостатков, вы наверняка захотите ознакомиться с гонками «побей свой рекорд» и скоростными уровнями. Оба режима имеют онлайновые доски рекордов, и оба позволяют игрокам выжать из Mirror’s Edge максимум того, что она может предложить. В этом смысле история для одного игрока – это просто тренировочный забег перед виртуальным шоу. Хоть игроки и вынуждены повторять их до полного совершенства, они позволяют увидеть Mirror’s Edge позднее во всей ее волнительной красоте. Но даже казуальные игроки способны освоиться с необычным управлением, хоть все это ползанье и прыжки, завязанные на точные нажатия кнопок, требуют определенного привыкания. Если вы готовы к этому, контроллеры Sixaxis и Dual Shock 3 для Play Station 3 дают немного больше комфорта; щелкающие плечевые кнопки Xbox 360 вполне справляются с задачей, но немного не так удобны для использования.

Хотя графика несомненно заслуживает похвалы за свой необычный четкий стиль, звук достоин своей отдельной высокой оценки. Звуковые эффекты, такие, как учащение дыхания Фейт или утяжеляющиеся шаги – это штрихи достоверности, которые усиливают чувство скорости и напряжения. Голос озвучен равно великолепно, но именно пульсирующий аудиотрек действия впечатляет больше всего. Его ритмичный поток вливается в наиболее живые пробеги Фейт, а тихие ноты заполняют молчание в периоды замедления. Прекрасное музыкальное путешествие доходит до кульминации в фантастическом вокальном треке, который играет во время финальных титров игры.

Mirror’s Edge является многими вещами сразу: она вдохновляет, разъяряет, удовлетворяет и смущает. Это игра не для всех и каждого, и для игры, которая так высоко оценивает ускорение, она слишком часто спотыкается. Но даже со всеми ее недостатками и разочарованиями, игре удаются впечатляющие прыжки – просто не всегда им сопутствует верное приземление.


Связанные новости:

Игры из базы, упоминаемые в новости: